Новости

Психолог проекта о мультике "Побег"

Побег — это протест. Обычно за ним стоит определённое требование ребенка, например, смягчить домашний режим, смириться с тем, что он не математик, уважать его право на рок-музыку, на наушники в ушах или на его друзей. Запреты и наказания ведут к тому, что между вами нет диалога и понимания.

Так как у детей ещё не сформировано логическое мышление, им трудно выстраивать правильные логические цепочки, из-за этого они принимают ошибочные решения. Например, «если выбросить сломанную вещь, то никто её не увидит и поэтому не расстроится. Значит, меня не будут ругать». Мысль о том, что вещь будут искать и ситуация усугубится, сразу может не прийти в голову.
«Если я сломал вещь, значит, я плохой и меня не будут любить», - подобные логические цепочки, к сожалению, поддерживают некоторые родители и тем самым укрепляют в этом мнении детей.

Мультфильм “Побег” дает возможность поговорить с ребенком на все эти темы. При просмотре можно задать следующие вопросы:
- Гоша пришел домой. Какое у него настроение? Как он воспринял разговор с мамой?
- Что произошло во время игры с собакой? (отвлёкся, заигрался)
- Что почувствовал Гоша, когда случайно сломал посылку? Какие эмоции испытал?
- Какие мысли у него пронеслись в голове? О чем он подумал?

Чтобы обсудить сам побег, можно задать такие вопросы:
- Что сделал Гоша? Почему он убежал, когда увидел папу?
- А что ты почувствовал, когда увидел, что Гоша убегает?
- Когда Гоша остался один, что он почувствовал? Ему понравилась такая свобода? А как ты относишься к такой свободе?
- Что чувствовал Гоша, когда сидел в чужом подъезде? Что вспоминал, о чем думал? Обрати внимание на то, что прятаться в чужих подъездах опасно.
- Куда позвали мальчика зайти? Как менялся тон мужчины, когда он звал Гошу к себе в квартиру? Папа говорит ему, что взрослый не просит ребенка о помощи. Конечно, я или мама, или кто-то из взрослых членов семьи может попросить тебя помочь дома, но чужие люди могут справиться сами. Важно это помнить!
- Что случилось с Гошей, когда он выбежал из подъезда? А как бы поступил ты? (БЫСТРО бежать, ГРОМКО кричать и т.д.)

Важный момент, который необходимо прояснить с ребёнком: чужой человек – это не член семьи, и мы не знаем, что от него ожидать и чего он хочет на самом деле. А не то, что все чужие – плохие. Важно проговаривать, как можно вести себя с чужими людьми, что есть люди, которые совершают плохие поступки, что с ребенком ничего не случится, если он будет соблюдать правила безопасности.

Также обсуждайте его мнение о мультфильме, понравился ли он ему и что нового ребенок узнал. Делайте совместные выводы с ребенком. Ребенок должен понимать, что для вас обоих никакой его поступок не может быть важнее его самого. Любую сложную ситуацию можно преодолеть и найти из нее выход, какой бы она ни казалась ребенку на момент «происшествия». Самое главное - не бояться признаться и просить помощи.

Можно задать такие вопросы:
- Что услышал Гоша, когда прибежал домой? (его ВСЁ РАВНО любят, каждый человек может ошибаться и это НЕ ДЕЛАЕТ его плохим).
- Как Гоша объяснил, что с ним произошло? Что ответила мама?
- Что бы тебе хотелось сказать Гоше, как поддержать?
Ребенок должен понимать и чувствовать, что семья – это его самые родные люди, которые любят друг друга и никогда не захотят быть без него.

Ребенку страшно смотреть мультик? И тут как никогда важна поддержка родителей.
Подобный выплеск эмоций очень важен для ребенка, таким образом он научится облекать свои чувства в слова и выражать их, облегчая свое эмоциональное состояние. Это происходит именно в момент сопереживания и сострадания. Если ребёнку стало страшно, остановите просмотр и обсудите его чувства. Важно понимать, что телесный контакт дарит ощущение успокоения. Вы можете обнять, погладить или успокоить ребенка. Спросите у него: «Ты напуган? Расстроен? Что тебя испугало?». Выслушайте его и проговорите, что произошло в сюжете, что его могло расстроить или напугать. Можно использовать кодовые фразы, например, «стоп, снято!» и «камера, мотор!», это поможет отделить историю от реальности. Предложите продолжить просмотр фразой с позитивным подкреплением: «Давай посмотрим, как он СПРАВИЛСЯ с этим, как у него ПОЛУЧИЛОСЬ исправить ситуацию, как он СПАССЯ».

И самое главное, - не забудьте посмотреть мультик.