Комментарии психологов

Бабушка злится

У каждого из нас есть интересы, то чем мы с удовольствием занимаемся. Это объединяет нас - взрослых и детей. Только у первых есть ещё опыт, который помогает выстраивать причинно-следственные связи. Например, нельзя пускать пузыри на кафельном полу - от мыла пол становится скользкий.

А ещё у взрослых есть ответственность. И этим, в том числе, мы отличаемся от детей. При этом ответственность за ребёнка может повышать тревожность (это опасно, можно упасть!) и, как следствие, формировать язык запретов (нельзя то, что опасно - бегать, чтобы не упасть, есть грязные овощи с грядки, чтобы не заболеть). Но самое интересное, в обратном порядке это не работает - запреты с помощью тревожности не способны формировать ответственность. А это как раз то, что взрослые стараются воспитать в ребёнке. В мультфильме бабушка это вдруг осознаёт. Хотя, почему вдруг? В этом ей помогает Гоша. Он задаёт правильный вопрос, используя метафору. И всё встаёт на свои места. Гоша пытается разобраться в происходящем - почему бабушка рассержена, мама пугается, а девочки обижены. Не боясь озвучить свои мысли взрослому, ему удаётся выйти из конфликтной ситуации. Важно выслушать ребёнка, не оборвав его обидной фразой «яйца курицу учат». Услышать и проанализировать происходящее (это прерогатива взрослого), исправить возможные ошибки и сохранить доверительные отношения.

Кто-то может сказать: «уж слишком идеально рассуждают и ведут себя дети. Так не бывает». Такое сопротивление возникает, когда мы начинаем сравнивать героев и реальных детей. Но задача воспитательных мультфильмов - научить справляться с эмоциями, размышлять, формировать позитивную модель поведения, то есть с помощью метафор дать ребёнку инструменты, помогающие развивать осознанность.

Важно учитывать, что ребёнок живёт настоящим моментом. И в этом моменте он может остро испытать какую-то эмоцию. И сначала ему трудно её осознать и проанализировать. Он только чувствует, что ему плохо. А дальше он смотрит на «источник» - откуда пришло его «плохо» и туда и выдаёт: «ты плохая». Что буквально для него означает - ты сделала мне плохо. И это не про реальное отношение к человеку (ребенок продолжает любить родителя, бабушку или дедушку даже, когда в момент злости говорит «я тебя не люблю), это лишь его эмоции в данную минуту. Он так их проявляет, через эти слова.

И именно тут надо постараться не лезть в бутылку, не устраивать разборок. Работа с эмоциями проводится не через претензии, а через разъяснения, причем не в острый период ссоры.

Дети по своему выстраивают гармоничные отношения между собой, доступными им способами. Да, иногда мы считаем, что это не по правилам. Но всё же, не торопитесь разрушить ту гармонию, которая возникла в момент общения детей. Ведь мы не всегда руководствуемся тем, что правильно, но иногда и тем, что хочется, потому что даже в грамматике есть исключения из правил.